среда, 22 февраля 2012 г.

История кроватей


   Кровать – одно из самых древнейших человеческих изобретений.  Какой бы архитектурный стиль ни господствовал - кровать была, есть и будет. Со временем менялись ее конфигурация и очертания, но предназначение оставалось прежним.






   Долгое время люди спали группами, и чем больше они были, тем безопаснее считался сон. Даже сейчас в некоторых африканских, гвинейских и австралийских племенах жива традиция общинного сна. Для него выделяется большая постройка, в которой с наступлением ночи располагается все племя.
   С появлением домов появляются и  отдельные комнаты для сна. Впервые это произошло в Шумере около пяти тысяч лет назад. В спальне местом для сна была уже не лежанка, а достаточно заметное возвышение, жесткое и узкое. На таком неудобном ложе спала знать – шумерская, ассирийская, египетская.
   Изобретение кровати человек мог бы отнести по важности на второе место после приручения животных. Два этих события связываются образом и формой древнеегипетских кроватей (дошедших до нас в поразительных образцах). Каждая из них — очень высокое ложе, образованное парами вырезанных из дерева раскрашенных коров, гиппопотамов, львов. «Прирученные» в необразимой дали веков кровати навеки сохраняют названия своих деталей: «изголовье», «спинка», «ножки». Звери-кровати не просто возносили человека над землей для защиты от насекомых, но и охраняли спящего, как могучие обереги.









Древнеегипетская кровать



  
    Высшие слои китайского общества уже во второй половине 1 тыс. до н.э. спали не на матах, расстеленных на полу, а на кроватях, представлявших собой деревянную раму, опиравшуюся на низкие резные ножки.










Китайская кровать на низких резных ножках




   В Древней Греции ложе называлось «краббатион» - отсюда происходит слово кровать.












Древнегреческая кровать



     Древние римляне желали спать со всевозможными удобствами. Это стремление привело к появлению кровати ( lectus cubicularis) - возвышение, застеленное богатыми тканями и мехом.











Римская кровать



   Кровать с балдахином является ассиро-вавилонским изобретением. Текстиль широко использовался для отделки мебели: начиная с москитных сеток, закрывавших кровать, до пышных обивочных материалов.
   
   Индия известна своими подвесными кроватями.





















Индийские кровати




   В 4 веке  в Китае у кроватей появляются пологи. От платформы вверх поднимались вертикальные опоры, несущие «крышу», легкое реечное ограждение, на которое натягивалась ткань, изолировавшая кровать сверху. Высокие решетчатые ограждения вместе со свисающими поверх них драпировками превращали пространство кровати в подобие небольшой комнаты. Сходство довершали небольшие распашные дверцы. Решалась проблема сквозняков и москитов, создавалась большая интимность.





















Китайская кровать с пологом




   
    В средневековье кровати стали настоящим произведением искусства. Их делали из самых ценных пород дерева, покрывали удивительно тонкой резьбой и украшали различными фигурками. В средневековой Европе  легкий полог трансформировался в балдахин, окутывающий ложе со всех сторон. Плотная ткань не столько защищала от мух и комаров, сколько от холода.
В богатых домах на балдахины тратились огромные деньги. Заказывались самые роскошные ткани. Они расшивались золотошвейками и украшались огромными витыми кистями. В домах попроще балдахины были из обычной светлой ткани.
В период позднего Средневековья кровать проникает в быт среднего сословия. Кровати тех времен, как правило, очень широкие (до 4 м), и спали на них всей семьей, иногда вместе с гостями.













Средневековая кровать



   
    В эпоху Ренессанса  кровать стала цениться не только из-за красивого полога и основы , но и за наличие пуховых подушек, мягких пуховых матрасов с запахом лаванды, ватных покрывал из алого шелка, вышитых  золотыми нитями, меха горностая, тяжелых штор.
Важное место в жилом интерьере французского ренессанса отводится кровати ("lit de parade"); она решается как архитектурное сооружение, оформляется колоннами, балдахином, головным щитом красивой резной работы.














"Lit de parade"




    В английском барокко (стиль королевы Анны) кровати получают шатровое решение; пышно оформленными дорогими тканями - бархатом, шелком, штофом. По словам известного исследователя истории мебели Д. Кеса,  кровати того времени  «подлежат рассмотрению скорее в плане искусства обивки и драпировки, но не мебели».

















Кровать эпохи барокко





   Кровати эпохи ампир монументальны с высокими балдахинами или без них, создавались в форме римского саркофага,  ладьи, в духе походной палатки полководца ( как отражение военного духа).



















Кровать эпохи ампир


  
   Для кроватей в стиле Ар Нуво  мебельных мастерских, возглавляемых  Эмилем Галле (Emile Gallé) и Луи Мажорель (Louis Majorelle) характерны:  техника маркетри, украшение бронзовыми позолоченными накладками, резная рельефная инкрустация, разные по структуре породы дерева. Использовались природные мотивы, цветы и насекомые. 















Кровать Ар Нуво



   На Руси обстановка спальни являлась приданым жены. Ее родителям дороже всего обходилась именно кровать. Она была огромной, с пышной периной и множеством подушек, которые тщательно взбивались и укладывались одна на другую. Перьевая перина вызывала лишь презрение.  В цене был пух. Мать готовила приданое для дочки чуть ли не сразу после ее рождения.















Русская кровать





   Велико многообразие кроватей: от люльки крестьянского младенца до парадного ложа короля, от лебедино-белого в оперении кружев и оборочек алькова до суровой походной складной койки полководца под куском грубого сукна одеяла, от узенькой с плоским жестким как камень матрасом лежанки монаха до наглого в роскоши лежбища куртизанки. Все стили, все возрасты, все характеры, движущиеся во времени можно увидеть, прослеживая историю кровати.

Изобретение кровати обеспечило ей беспредельное будущее. В настоящее время фантазия дизайнеров безгранична в этой области, и это говорит о том, что функциональные и эстетические возможности по-прежнему не исчерпаны.

Источники:

  1.         Д. Кес «Стили мебели»
  2.         В.Г. Белозерова «Мебель и интерьеры Китая»
  3.        http://www.intelligent.lv/ru/read/id:19979/
  4.        http://www.designboom.com/history/66.html
  5.        Статья Аллы Стебловой. Беседа с  кандидатом исторических наук, историком-этнографом из Санкт-Петербурга Виктором Михайловичем Евстигнеевым
  6.         http://www.sarafanov-style.ru/design/mir_idei/bed_creative/


2 комментария:

  1. очень ёмко и познавательно=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада,что ты прочитала мою статейку, Primarine)))может в недалеком будущем выложу оставшиеся за кадром экземпляры)

      Удалить